Российская газета - Неделя - Средняя Волга № 190(8244)

Почти двадцать лет назад закрылся единственный в регионе гармонный цех, выпускавший саратовские гармошки с колокольчиками. В тот момент казалось, что профессия умирает. К счастью, этого не случилось. Кто делает саратовские гармошки сейчас, выяснял корреспондент "РГ".

Сначала Олег Аристархов научился играть на саратовской гармошке, а уже потом занялся их производством Фото: Андрей Куликов/РГ

Сначала Олег Аристархов научился играть на саратовской гармошке, а уже потом занялся их производством Фото: Андрей Куликов/РГ


Сыграй -ка, дядя


Гармошки, баяны, аккордеоны в этом помещении повсюду: на столах, стульях, в шкафах, на полу, на антресолях. Тут же инструменты для производства гармоней: от современных китайских станков до специальных старинных, доставшихся Олегу Аристархову еще от прежних мастеров.


...Первую гармошку Олегу Аристархову родители подарили в детстве, когда ему было лет пять. Дядя по матери, Владимир Урюпин - талантливый виртуоз-гармонист.

- Когда первый раз услышал, как дядя Володя играл на гармони, я был заворожен, и решил, что сам научусь играть, - вспоминает Аристархов.

На всю жизнь осталось детское воспоминание, как он заходит в комнату, а там на столе - гармонь. Это была тульская четырехрегистровая гармошка - родительский подарок.

Когда уходил в армию, отдал свою первую гармонь друзьям, которые ее, увы, потеряли. Следующий инструмент, осуществив давнюю мечту, купил себе только спустя почти два десятка лет. В Саратове у гармонистов традиционное место сбора - Детский парк, летом на свежем воздухе, зимой в библиотеке. Аристархов ходил туда постоянно пять-шесть лет, не пропускал ни одного воскресенья.

- Очень быстро научился играть на гармони, освоил многие народные песни: русские, украинские, иногда слов не знаю, но мелодию-то выучил, - говорит мастер. - Как-то меня не устроил один голос гармошки, разобрал, чтобы посмотреть, и, ох, наверное, зря я это сделал, потому что потом пошло-поехало, - продолжает он.

Сначала ремонтировал гармошки для себя, чтобы на них играть, потом через Интернет завязалась переписка с гармонистами со всей страны, появились клиенты. У Олега хороший музыкальный слух, и ему стали присылать гармошки для настройки.

 

Секреты мастеров


- Какими рабочими специальностями должен владеть гармонный мастер? - спрашиваю у Аристархова.

- Давайте посчитаем: работа с металлом, с тканью, с деревом, с кожей. Вот машинка швейная стоит, ремешки сшивать. Изготовление мехов - это вообще отдельная профессия, в которую несколько специальностей входят, - рассказывает мастер.

 

"Производителям гармошек необходимы заказы на музыкальные инструменты от государства"


Конечно, сердце гармошки - это "голоса", чаще всего они стальные, вставляются в планки из латуни. Мастер должен виртуозно, "до волоса" обточить и подогнать к планке металлический язычок, который колеблется в струе воздуха и дает гармошке неповторимый голос.

На хороших гармонях на планках еще выполняется и гравировка, это не только показатель класса мастера, в процессе гравировки металл подвергается ковке, становится плотнее, в результате у гармошки меняется тембр, она начинает звучать звонче.

По словам Аристархова, в мастерской у него работа организована артелью, как трудились в старину. Работу над одной гармошкой на 80 процентов выполняет один человек. И прежде ценились не цеховые гармошки, а как раз такие, сделанные одним мастером. Только на такой гармошке он мог поставить свое клеймо. На изготовление мастеровой гармони может уйти от полугода до года, при этом от трех месяцев до полугода занимает работа над голосами. Понятно, что и цены на такие гармони соответствующие . В то же время десятикнопочную трехголосую гармошку для начинающего гармониста здесь можно купить за 35 тысяч рублей.

За прошедшее время Аристархову приходилось реставрировать гармошки самых известных мастеров.

- У Михаила Карелина (он делал музыкальные инструменты для аккомпаниатора знаменитой Лидии Руслановой - Прим. ред.) гармони какие-то волшебные, звучание у них солнечное, ненавязчивое, видно, что сами инструменты сделаны с любовью. А его предка, легендарного мастера Николая Карелина современники прозвали "Саратовским Страдивари", - рассказывает Аристархов.

Из своих инструментов мастер выделяет две гармошки, сделанные для музыкантов из поселка Комсомольского в Калмыкии. Работал над ними полтора года.

- Планировалось, что этим летом привезут их к нам в Саратов, но из-за карантина поездка была отложена, а мне хотелось послушать, как они одновременно звучат. Я ведь их вместе еще не слышал, сделал одну гармошку - отправил, потом стал делать вторую, - объясняет Олег Викторович.

Срок жизни мастеровой гармошки 100, а то и все 200 лет, при нормальном хранении в специальном саквояже и без перепадов температуры.

- В старых гармошках деку делали из липы, бывает, от времени ее ведет, она коробится, трескается, поэтому сейчас мы используем другое дерево, какое - не скажу, пусть это будет секрет мастера, - улыбается Олег Аристархов.

 

Со сцены к станку


Евгений Яркин, руководитель ансамбля "Родник", лауреат всероссийских музыкальных конкурсов, один из немногих оставшихся сейчас виртуозов игры на саратовской гармошке, и одновременно сам гармонный мастер.

Как вспоминает Евгений Евгеньевич, после закрытия гармонного цеха в Саратове, судьбой гармошки озаботились и музыканты, и общественность. В результате в профессиональном училище № 16 набрали группу для обучения в гармонные мастера. Яркина руководитель этой группы Виктор Баксаляр, ученик известного гармонного мастера Андрея Комарова, пригласил для обучения студентов игре на гармошке. Из 15 учеников семь закончили курс, получили сертификаты и сделали каждый по гармошке. Сам Евгений Яркин, как он говорит, тоже "воспользовался моментом", и сделал свою первую четырехголосную гармошку.

- На этом финансирование схлопнулось, и мы разошлись по своим квартирам. У меня своих гармошек 30 штук, начинал я с них, приводил в порядок. А теперь уже не знаю, кто я - гармонист или гармонный мастер. Меня и это кормит, и то кормит, и это удовольствие приносит, и от этого удовольствие получаю, - рассуждает Евгений Яркин.

 

Гармонь, живи!


...Мастерская Аристархова находится в том же квартале Саратова, где располагался тот самый гармонный цех, закрытый еще в начале 2000-х годов. Можно увидеть в этом символическое совпадение.

По словам Олега, единственная помощь, которая нужна сейчас производителям гармошек от государства, это заказы на музыкальные инструменты. Как раз с этим большие проблемы: саратовскую гармошку сначала включили в федеральную программу, а потом ... выбросили оттуда.

Аристархову сведущие люди уже советовали переходить на другие музыкальные инструменты. Вот, мол, предприятие в Воронежской области не справляется с выпуском аккордеонов, подключайтесь.

- Может это и хороший был бы бизнес-проект, но как же я брошу саратовскую гармошку, я ведь патриот, - говорит Аристархов.

Мастер не считает, что гармонь умирает. Говорит, наоборот, лет восемь назад интерес к ней вырос. Хотя понятно, что времена, когда на гармошке играли в каждом дворе, уже не вернутся.

 

Из архива


Дотошные краеведы раскопали возможно первое упоминание про саратовскую гармонику. Как написала в 1866 году одна из местных газет, пассажиры парохода, проходившего мимо Саратова, попросили капитана подойти ближе к берегу, чтобы послушать новую гармошку с колокольцами. От самой распространенной в нашей стране гармошки "хромки" саратовская гармонь, помимо колокольчиков, отличается венским строем: на одной клавише две ноты, которые играются на нажим и разжим.

 

Комментарий


Олег Аристархов:

- Наша гармошка похожа на немецкую, только планки перевернуты. У нас на разжим начинается игра, а у них на сжим, надо сдвинуть мех, потом играть. А ведь это и в жизни так, не зря же говорят о немецкой предусмотрительности, они свои действия продумывают на шаг вперед. А у нас сделано, чтобы не думать, по-русски, взял гармошку, потянул меха и играешь, у нас удобнее.

 

Прямая речь


Евгений Яркин, руководитель ансамбля "Родник":

- Молодежь гармошкой не интересуется, она привыкла к африканским ритмам, воспитывают из нее Иванов, не помнящих родства.

Я сам живу по принципу: делай, что должно и будь что будет. После меня что-то останется, у меня 30 гармонистов. В прошлом году ездили в Москву на фестиваль "Гармоника - душа России", стали лауреатами и выступали в финале.

Своих учеников я начинаю обучать игре на "хромке" не раньше, чем в 14-15 лет, иначе они саратовскую гармошку бросят, потому что на ней трудно играть.

Раньше в нашем городе при каждом заводе и при каждом доме культуры были ансамбли саратовских гармошек. Я со своим ансамблем объездил весь мир, от Европы до Японии, и от Норвегии до Африки. А сейчас в Саратове остался ансамбль практически один, еще немного, и некому будет на саратовских гармошках играть.

У меня есть ученик Сергей Шевченко, очень хорошо играет, через несколько лет меня догонит. Он настоящий популяризатор саратовской гармошки, идет в народ и играет: на набережной, на проспекте Кирова.

Но все равно, еще лет 20-30 - и все кончится. Вам сколько лет? Ну, значит, мы с вами до похорон саратовской гармошки не доживем.

Источник

О. Верейский. Иллюстрация к поэме Александра Твардовского "Василий Теркин". Фото: РИА Новости

 

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно - гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз...

В 1944 году под давлением читателей-фронтовиков, расстроенных тем, что о неунывающем солдате Василии Теркине давно ничего не слышно ("Просим Вас продолжить поэму, ибо Теркин будет продолжать войну до победного конца"1), Александр Твардовский снова взялся за перо. Писатель не случайно сделал любимого народного героя гармонистом. И его однофамильца Ивана - тоже.

 

В культуру она попала довольно неожиданно для себя, по воле обстоятельств. После школы, как и многие в юности, отправилась за хорошей жизнью в город. Поступила в Ивановское медучилище, а вечерами работала на мебельной фабрике. Но все равно тянуло в родные края. Приехала как-то навестить родных, тут её и приметил местный парень Иван Ендолов. Он сразу понял: именно такая жена ему нужна, как эта добродушная Валя с искренней солнечной улыбкой и искрящимися задором глазами.

В общем, в город она уже не вернулась. Правда, ставки для дипломированной медсестры в деревне не оказалось. Ладно, переживем – решила и устроилась работать в колхоз. Ни свет ни заря бежала на ферму, а вечерами ещё хватало сил и энтузиазма репетировать в местном клубе. А вскоре там появилась вакансия, её и предложили Валентине. Да, петь она любила и умела, но её смущало отсутствие специальной профильной подготовки.

- Ничего, научишься, - успокоил жену Иван, - всё у тебя получится.

Он трудился механизатором. Вместе с Валей и с делами по дому быстро управлялись, а в клубе Иван помогал жене в качестве аккомпаниатора. Он самостоятельно, ещё до срочной службы в армии, освоил игру на гармошке и балалайке.

«Тетя Валя ставит концерты»

В общем, с благословения мужа Валентина поступила в Республиканское культпросвет- училище на заочное отделение. Но каждые полгода ездила сдавать экзамены и зачеты, и параллельно, вернее – беспрестанно, оттачивала навыки клубного руководителя на практике.

Кстати, пока в здании клуба проводили ремонт, краснонивцы собирались дома или во дворе у Ендоловых. Разучивали песни и танцы, готовили концерты к разным праздникам. Подросткам особенно нравилось участвовать в различных инсценировках, которые тоже ставила «тётя Валя». Деревенская ребятня даже завидовала детям Валентины Петровны и Ивана Ивановича – у них всегда так интересно, весело! Кстати, муж никогда не возражал против подобных домашних «творческих посиделок», напротив, сам регулярно присоединялся к процессу.

Более того, он ещё и плакаты писал, и всевозможную «наглядную агитацию» рисовал. Даром что изобразительному искусству Иван Ендолов специально нигде не учился, но, наверное, Господь щедро наградил его творческими способностями.

Причем кипучая деятельность Валентины не замыкалась стенами клуба. Отлично зная специфику колхозной работы, огромную занятость тружеников, она старалась создавать творческий настрой непосредственно на рабочих местах. Оформляла красные уголки на животноводческой ферме, в страду организовывала выступления самодеятельных артистов непосредственно в поле, на току, в машинно-тракторных мастерских.

Артистическая семья

В клуб краснонивцы спешили, чтобы отдохнуть душой и поделиться с другими своими мыслями и чувствами. Устраивали праздники, чествование передовиков производства. Да просто, чтобы послушать и спеть вместе всеми любимые песни под аккомпанемент местных виртуозов-гармонистов – бригадира комплексной бригады Григория Куманева и шофера Ивана Ендолова, верного спутника и помощника Валентины Петровны во всех творческих начинаниях.

К слову, сами Ендоловы служили завидным образцом дружной творческой семьи. Не только Валентина Петровна и Иван Иванович, но и сын Юра, и дочки Галя и Люда с раннего детства охотно пели и плясали и всегда участвовали в концертах.

Старшие Ендоловы сами придумывали и шили костюмы для деревенских артистов, младшие помогали родителям разукрашивать наряды узорами.

И сценарии праздничных концертов, представлений, тематических вечеров Валентина Петровна каждый раз писала сама. Это сейчас все, что нужно, несложно найти в Интернете. А тогда завклубом ночами штудировала соответствующую литературу, журналы, она их специально выписывала. Однако для краснонивцев сочиняла оригинальные программы с учётом местной специфики и своих, деревенских героев. Зато такие представления отличались особой эмоциональностью и находили отклик у зрителей.

Всегда готова помочь

Уйдя на пенсию, Валентина Петровна заботливо делилась своим опытом с молодыми коллегами.

- Она накопила богатейший запас практических навыков и старалась мне помочь, подсказать, как что организовать, какой репертуар подобрать, - рассказывает преемница Валентины Петровны Марина Ендолова. – Я сама из соседнего села, но знала о кипучей культурной жизни в Красной Ниве. По профессии я педагог начальных классов, вышла здесь замуж и преподавала в школе. Валентина Петровна предложила мне поработать в клубе. Опекала, показывала, объясняла. Они с супругом ещё многие годы дуэтом выступали от нашего района на Республиканском фестивале-конкурсе «Играй, гармонь!», пока Иван Иванович не слег. Он тяжело болел, однако до последнего не расставался с музыкальным инструментом, на больничной койке шутил, мол, мне мою гармошку поставьте вместо памятника.

К сожалению, год назад, в мае Ивана Ивановича не стало. Валентина Петровна теперь переселилась к старшей дочери. Но постоянно интересуется, как да что происходит в Красной Ниве. В сентябре приезжала в Большое Игнатово на открытие модернизированного Центра культуры, радовалась, что в райцентре появился современный очаг культуры. Зато заложенные Валентиной Петровной и Иваном Ивановичем традиции не забываются, зажженный ими творческий огонь не угасает. По-прежнему в краснонивском клубе для задушевного общения собирается стар и млад. Участники детского драматического кружка ставят новые инсценировки, показывают их не только у себя в Красной Ниве, но и на районных смотрах.

Родные дети Ендоловых, повзрослев, выбрали для себя практичные земные профессии. Хотя доставшееся от родителей творческое начало в них тоже не затухает.

К примеру, Юрий, как и отец, всю жизнь крутил баранку в сельхозпредприятии. Некоторое время назад перебрался в Саранск, но каждые выходные спешит в Красную Ниву навестить родительский дом. А ещё обязательно в клуб, на репетицию. Он тоже играет на гармошке и сейчас вместе с краснонивцами готовит новую концертную программу.

Мила МЕЛЬНИКОВА

Источник

Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

 

В Чечеуле что ни двор, то талант. Выйдешь вечером за ограду, и только слушай – в одном конце населенного пункта гармошки перекликаются, в другом старинную песню заводят. Так уж издавна повелось в этом селе: любят здесь народную культуру.


Гармонист, гармонист – розова рубаха


Имя Ивана Константиновича Косых знают не только в Канском районе, известен он по всему Красноярскому краю. Этот человек создал свою школу игры на гармошке. Благодаря чему и село Чечеул прославилось. Сегодня это настоящая столица народной культуры.

Иван Константинович сам с детства гармошкой болел. Отец играл, и мальчишке хотелось. Свой первый инструмент получил в 12 лет. Сам выучил плясовые шестеру, краковяк и польку. С этим репертуаром и стал первым музыкантом на сельских вечерках. Парни, что постарше, все время его с собой на праздники приглашали. Мальчишка играл, а они с девушками танцевали.

Иван Косых всю жизнь был верен своей гармошке, хоть и выучился играть на других инструментах, получил музыкальное и педагогическое образование.

Сам он из Абанского района, работал в детском санатории, пригласили его в Канск, а там и в Чечеул переманили – в среднюю школу музыку преподавать и историю. А когда в 1960 году в селе открылась детская школа искусств, первым директором стал именно Иван Константинович.

– Я про гармонь тогда не думал, – признается Косых. – Сначала преподавание по основным дисциплинам наладил. А в 1980 году решил открыть класс гармони. Написал программу. И дети пошли.

Гармошка только с виду легкий инструмент, но здесь также нужно пальчики поставить, научить звукоизвлечению.

Когда первые ученики уже играть начали на инструменте, преподаватель решил: нужен ансамбль. Так появились на свет «Чечеульские гармонисты» – коллектив, сегодня известный во всей России.

– Выступать мы начали практически сразу, – вспоминает педагог. – Были нарасхват. Ездили с концертами в Железногорск, Абан и Красноярск, другие уголки региона. Только в Новосибирске побывали пять раз – на международном фестивале «Играй, гармонь!» имени Геннадия Заволокина. И неизменно увозили Гран-при.

Иван Константинович 45 лет возглавлял Чечеульскую детскую школу искусств, сейчас бразды правления ею передал своему сыну Евгению. Тот так же, как и отец, на гармошке играет, теперь он руководит «Чечеульскими гармонистами».

Косых – семья творческая. На народных инструментах все играют. Сейчас музыкальную школу оканчивает внук Ивана Константиновича – Евгений. Но вот уже и внучка подрастает – Настенька, может, и она гармошку в руки возьмет.

– Я считаю, приобщение к народной музыке – доброе дело. Это дает человеку эмоциональный заряд, бодрость, – говорит учитель. – У ребенка появляется удовлетворение от того, что воспроизводит он красивые звуки.

«Чечеульские гармонисты» и сейчас путешествуют по городам и селам Красноярского края. В ансамбле, как говорится, и стар и млад. Ведь дети вырастают и уезжают из села. Но неизменно навещают учителя. Ученики – его гордость. Многие из «Чечеульских гармонистов» теперь и сами стали педагогами. Отучились в училищах культуры и даже институте Гнесиных в Москве. Они – звезды, награды на лацкане пиджака Ивана Косых.

В гараже для машины нежинский пенсионер Владимир Дегтярев сделал приют для сломанных и брошенных гармошек. Два года назад он впервые увидел такой осиротевший инструмент. И влюбился с первого взгляда. «Я самоучка. У меня нет музыкального образования. Начал играть и тяга пошла к этому инструменту», - рассказывает Владимир Дегтярев, руководитель ансамбля «Нежинские гармонисты».

Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).